?

Log in

No account? Create an account

Хроника

Жизнь питомника ориентальных кошек...


Previous Entry Share Next Entry
Встретил в ФБ занятный текст...
Кренделёк
catavatar
Тема не нова, но всё равно заинтересовала.
Всё таки наши с дочерью школьные годы закончились совсем недавно.
Пусть здесь полежит.

Отсюда


МИММЕЛЬШТОЙ И ЦЫЦКАРИДЖА

Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах. Мои ученики - это учащиеся старших классов питерских школ (иногда попадаются школьники из других городов - из Москвы, например - их специально привозят к нам на занятия). Социальный срез - средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах (обучение - 10 занятий - у нас стоит как средняя зарплата по Питеру). В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Беларуси или Эстонии, кто написал "Песнь о вещем Олеге",с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д. При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, -приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое "кругозор"). Да что там - какой-то "кругозор" -подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов..

В старшей группе из 15 человек ( возраст 14 - 16 лет) только двое знали значение слова "иждивенец", остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:" воин"," непослушный"," тот, кто живет один", "человек, который иждевал"," кто не подчиняется законам", "кто сбежал из тюрьмы", "кто нанялся к бандитам", "кто рано встает", "брет - именно так - брет сумашчечего" или просто "не знаю" - ставить прочерки вместо ответов им было запрещено. Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова "навзничь" (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут "дождь пошел навзничь", "пришел навзничь" и тд),практически никто не знает слов "кумачовый", "пунцовый"," бирюзовый","толченый", а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе , прошу заметить, не знает, что означает слово "попадья".На прямой вопрос "кто или что это такое" в ответ было напряженное молчание - пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ "жена попа", остальные отвечали так:" это прорубь на реке", "яма на стройке", "след от пули". Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один - внимание - ни один человек не смог объяснить значение слова "амбразура". Ответы: "это когда вскрывают письма и посылки"," это клетки в зоопарке","старые ненужные машины", "это когда стреляют сразу много кто". О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это "Петор первый или третий", чуть меньше, что "Иван Грозный", кое-кто, что какой-то "Добрыня"(справедливости ради отмечу, что за " Добрыню" проголосовал учащийся из средней группы - 12 лет, шестиклассник).

Абсолютное большинство - то есть все без исключения - не знают, кто написал "Песнь о вещем Олеге". Этот вопрос задаем и средним и старшим - разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать - у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох - и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают,кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме "не знаю"): "крестьянство"," нестер Летописец, "какой-то писатель", "композитор Великий", "музыкант", "никто","церковные люди", "Виктор Цой". Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой - слышал только, что он "песни поет", а когда он жил - узнать у него ответ невозможно, так как на вопрос "Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?" учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит "до революции"; отвечает: "Ну наверно... я не знаю...", а на попытку установить, что это за зверь такой - "революция"- только пожимает плечами. Зато его одногруппники фамилию "Цой" слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово "пресса", а уж выражение "желтая пресса" и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант. Я увидела, что один из них пишет вместо "пресса" - "кресо" и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: "Растение, наверное, дерево какое-то...не знаю!". Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.


В старшей группе еще есть такой вопрос: "Мандельштам, Коллонтай, Бабель - кто из них женщина?".Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с "рыжей ветки" - а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает:про улицу-то они , может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина - это Бабель. Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:" Мандель Штамп"," Майдельшталь"," Манданштан" , а вчера наша картотека пополнилась вариантом" Миммельштой". Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: "Фалафель, Барто, Пухто - кто из них женщина?" Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали "Пухто (вариант - "Пахто"), большинство предпочли ответ "Фалафель" (у одной - "Палафель").

Есть миф, что, мол, "дети" ( "детишки" даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию - большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии.
Мы заметили, что на вопрос "Кто изобрел социальную сеть Фейсбук" сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем : Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало - я тоже уже писала об этом год назад. А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса.

Еще новенькое: столица Белоруссии - Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии - Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах ,где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе. А один написал, что нет такого народа - "это брет" ( тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья - "бочка на воде" - из двух вариантов ответа он сделал один. Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер.(некоторые пишут "немцы"). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (уч-ся 8 класса, есть 14 лет) указал 41-98г., а другой - 12 лет - с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы - правильные. Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: "В христианстве - Библия, а в мусульманстве?". Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: " мусульмане", "книга", "деньги", карант",мангольство",будда", "молитва",анти библия","история", "свитки","алах" и тд, а вчера коллекция пополнилась ответом "кармен" (отвечал ученик, перешедший в 8 класс).В конце идут вопросы "блиц" - любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: "нет".

  • 1
(Deleted comment)
Ы? Вообще-то Пётр I.

(Deleted comment)
Император-то он как раз первый. На престол-то он взошёл как царь, а императором стал в 1721ом.

А Иван Грозный точно таким же образом — первый царь. До того князья правили.

Edited at 2014-08-31 02:04 pm (UTC)

Иван Грозный -- первый русский царь. До этого в Москве сидели великие князья, а цари были в Орде

(Deleted comment)
в русских летописях главного хана называли "царем". А к "цезарю" -- уже потом за уши притянули.

> Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах. Мои ученики - это учащиеся старших классов питерских школ (иногда попадаются школьники из других городов - из Москвы, например - их специально привозят к нам на занятия). Социальный срез - средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах (обучение - 10 занятий - у нас стоит как средняя зарплата по Питеру).

Главный вопрос: отлично, географию и "социальный срез" указали (кому это интересно?), но главное-то как раз нет — что это за 10тидневные курсы, зачем детей туда за такие деньжищи тащат, и, собственно, что за уровень детей? Сдаётся мне, что это не "средние" дети, мягко говоря.

> О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это "Петр первый или третий"

Они, вероятно, будут смеяться, но последний русский царь таки Пётр Алексеевич, что уж там. Он же первый российский император.

> Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер.(некоторые пишут "немцы").

Интересно, что по их мнению будет правильным ответом (и не озверели ли они задавать такой вопрос в такой формулировке)…

Все верно.
Но это - детали, не меняющие общую печальную картину.
Образование разрушено. Когда я наблюдал свою дочь в последних классах, стало совершенно понятно что ЕГЭ - последний гвоздь в крышку гроба... (

Да и общая атмосфера какая то грустная.
Не круто учиться и быть умным - "ботаник" это оскорбление...
Бессмысленно быть эрудированным. Те с кем общаешься на улице последнюю книгу читали в первом классе, а других ровесников просто нет.
Мотивации никакой. По телевизору про ментов и Золушек, а не про путешественников и учёных. В итоге все видят как живут чинуши и как живут учёные...

Из класса моей дочери половина пошли учиться госуправлению в те или иные ВУЗы, половина экономистами-бухгалтерами. Никто не пошёл в мед, пед или технический вуз. Вообще никто. Хотя у них была сильная школа и ответы на большинство вопросов текста выше они наверняка знают...

Грустно. Кто нас лечить то будет, когда старенькими станем? :(

и т.д.

А кто нас сейчас лечит и учит? Наши ровесники. Картина не менее удручающая. Уже сейчас.

Это началось уже давно. И гораздо раньше, чем развал СССР.

ЕГЭ не последний гвоздь, а лёгкий удар поддых. Если после него всё рассыпается, то явно до того только лишь делало вид, что живое.

Проблема советского образования, что оно рассчитано не на обучение а на передачу знаний. Большинство верующих во всякую торсионщину и память воды как раз получившие "самое лучшее в мире образование"™ Исключения лишь подтверждают правило — так и сейчас в нормальных школах нет тупого "натаскивания" на ЕГЭ, некоторые вообще всю подготовку выносят в дополнительное время.

Да и "ботаник", по крайней мере сколько мне встречалось, относилось к зубрилам, а не к тем, кто много знает.

Я немного общался с выпускниками +/- текущего времени — кому интересно, идут и в меды, и в физтех, и в универ. А все туда ломиться и не должны, не нужно столько специалистов этого профиля, кто-то и управленцем должен быть, и специалистом сферы обслуживания и так далее.

Ну, про педагогические и медицинские вузы зря расстраиваетесь. Конкурс как был приличный, таким и остался. Это я про Москву. А наших детей мы сами учим, учителя нашего поколения. Так, что претензии только к нам самим.
Меня больше расстраивает не то, что дети не знают значения слова иждивенец, а что школьная программа и учебники не вызвывают интереса к предмету. Такое ощущение, что хотят объять необъятное.

У Николая II в полном титуле слово "царь" встречается гораздо чаще, чем "император" ;-)

У него там и "герцог" встречается, если мне память не изменяет, не говоря уже о прочих князьях и государях… Я, в общем-то, согласен, что этот вопрос — любимое издевательство историков над учениками, потому как от минимального изменения формулировки правильный ответ меняется. 8)) Но, в общем-то, если в издевательства не вдаваться, то в общепринятом смысле правильный ответ: последний царь — Пётр I, последний монарх и император — Николай II. IMHO, конечно.

(Deleted comment)
А историк не объяснял, куда делись все цари в промежутке между Иваном IV и Петром I, и почему до 49 лет Пётр был малолеткой? 8))

(Deleted comment)
Кто там царских кровей был-не был, в общем-то, не важно. На престол вступил — значит, царь. Да и все Романовы до Петра как? Михаил, Алексей, Фёдор (чёрт с ним, с Иваном, тот совсем уж номинально правил)

Ну, не один же он у него был. После Грозного царем был как раз его сын, Федор Иоаннович.

Да образования никакого сейчас, спрашивается, зачем сделали его тестированным как на Западе? С ума сойти можно, чтобы указать дату Второй отечественной надо варианты указывать! Кошмар!
Вот когда училась в школе, для меня самый нелюбимый предмет был иностранный, ну не любила его, да и таланта к изучению нету. Но всё равно, как-то училась. Могла сразу, без словаря перевести часть текста. Или понять что спрашивает учитель на немецком, или в общих словах понять о чём он рассказывает. А тут у соседей, девочка училась вот весной в 9 классе, спрашиваю (находясь в гостях у них), ну представься Лена на английском. И что? Она предложение из трёх слов выдавливала из себя 15 минут, и то с маминых подсказок! Это вообще как надо учить ребенка? Зато я в свое время, могла спокойно представиться, сказать что мне столько-то лет, и где работают мои родители. И то я большим умом в немецком не блестала и была твёрдой троешницей. Наверное сейчас я была бы круглой отличницей))))

Забавные детки, аж страшно)) Но, в общем-то, от знания, кто такая Коллонтай, в их жизни мало что изменится)))


Коллонтай - часть гармоничного развития. Дело, конечно, не в ней лично, как мне кажется.
Это вопрос кругозора :)

Вот, кстати, показатель деградации российского общества за последние 100 лет -- тогда была Коллонтай, а теперь -- Мизулина.

Всех можно рядом поставить :)
Дзержинский-Патрушев, Сталин-Пу...
Масштаб личностей не тот, конечно...
Я не о деяниях (подлых или великих), а о Личности.
С трудом представляю себе Дзержинского, устраивающего сынульку в совет директоров банка или Сталина, носящего за Лениным портфельчик...

это адов стыд (((

А что такого?!
2003 год, я первокурсница, и вот идет у нас знакомство с предметами и преподами. И одна из преподавателей задает нам, нежным первакам, вопрос - а про что роман "Мастер и Маргарита"?! И первая красавица группы отвечает: "Про ведьму".

(Deleted comment)
:)))))
Дебилы есть везде и всегда. Общий уровень задаёт не факт их наличия, а их количество :)

А у нас на филфаке на третьем курсе девица спрашивала, что такое пассивный залог. Филфак если что МГУшный, конечно, качества образования не гарантирует, но какие-то элементарные понятия в голове быть должны
С Песнью я тоже, кстати, затупила вначале, видимо, ассоциация со Словом о полку Игореве.

  • 1